Троянский монастырь
Первые признаки духовной жизни в регионе датируются 16-тым веком или даже более раним сроком -. концом Второго болгарского государства (14 век), когда был основан город Троян. Согласно монашеским хроникам, монастырь был основан отшельником, который пришел в это место и построил небольшую хижину в течение нескольких лет после падения Второго Болгарского государства.
Отшельник быстро завоевал уважение местных жителей, которые начали посещать его за молитвами и советами. Позже он построил храм в честь Богородицы.
В период от создания и 1830 года, монастырь пережил трудные времена, его часто атаковали и уничтожали, а монахи - убиты. Зависимость Троянского монастыря от греческого епископа Ловечской епархии, которые использовали земли и леса для собственного обогащения, создает проблемы для монастыря. Такое решение было принято в 1830 году, когда делегация монахов посетила Константинополь (ныне Стамбул), предоставив заявление о духовной, административной и экономической независимости монастыря.
С помощью сопроводительного письма от столичного епископа Илариона монахов достигли своей цели. Специальная грамота, выданная 4 декабря 1830 года и подписаная Вселенским Патриархом Костандий, дает монастырю желаемую автономию, объявив ее "ставропигиальной" – это значит, что он освобождается от юрисдикции Ловечского епископа и находится в непосредственном подчинении Константинопольского Патриархата. Монастырь расширяется и становится духовным и культурным центром.
Монастырь был построен в духе болгарского Возрождения. Церковь "Св. Николай" является старейшим и наиболее сохранившимся религиозным сооружением в регионе, хотя она находится за пределами комплекса, около получаса ходьбы к югу. Монастырская церковь "Успения Богородицы" была построена в 1835 году мастером Константином из села Пещера, Кюстендил.
Он построен из больших камней и кирпичей, чередуясь рядами с арочными нишами, и поражает иностранных туристов своей архитектурой. Один из этих туристов, венгр Феликс Каниц, выразил свое восхищение церковью в своей книге «Дунайская Болгария и Балканы» в 1871 году.
Не смотря на то, что отдельные части комплекса построены разными мастерами в разное время, монастырь отличается своей гармонией. Монастырские здания 3 и 4 этажные, с длинными открытыми балконами, которые выходят во двор, а колонны и перила в стиле старых болгарских школ.
Фрески в монастыре и церкви являются произведениями известного художника Захари Зограф Самоковской школы искусства и иконографии. Иконы церкви, сделанны другими мастерами Самоковской школы, в том числе и брат Захария - Димитр Зограф.
В связи с тем, что Захария и его соуч создали многочисленные фрески, в сохранившихся и по сей день монастырях, эти в Троянском напоминают стенное искусство во многих других, в том числе и знаменитый Рильский монастырь. Тем не менее, орнаменты в "Успении Богородицы", является более пышные в стиле барокко, с изогнутыми ветвями и цветами. Как и в других монастырях, где был нанят (например, Бачковский), и здесь Захарий пишет собственный портрет, который ставит в церкови рядом с портретом игумена. Другое заслуживающее внимание изображение находится в алтаре и содержит всех, 27, монахов, жившие в монастыре в то время. На внешней стене здания комплекса находится интересная картина, которая, однако, не вписывается в стиль фресок монастыря. На ней Захари Зограф изобразил льва и слона, которые символизируют болгарскую силу и покой во времена долгого правления Османской империи.
Впечатляет и резьба на иконостасе церкви, который выполнен из орехового дерева мастерами Трявны. Как и другие болгарские монастыри, этот также имеет свою чудотворную икону, которая прибывает в монастырь во время ее создания и называется "Св Богородица Трёхрукая". По преданию, икона была подарена монахом, который поселился на некоторое время у троянского отшельника во время своего пути в монастыри Афона. Кроме духовной роли, монастырь создает больших болгарских писателей, переводчиков и преподавателей, и историков, такие как преподобный Спиридон, автор второй книги об истории страны (1792).
Он был тесно связан в борьбе народа против османского владычества. Как и другие монастыри, Троянский был также убежищем для Апостола свободы Васил Левски, который сформировал революционные комитеты не только в Трояне, но и в монастыре. Секретный комитет монастыря насчитывал 80 монахов и был возглавлен архимандритом Макарием. В то время (середина 19 века) производство книг замирает за счет деятельности монахов в поисках оружия. Во время русско-турецкой войны отец Макарий преобразовал комплекс в больницу для русских солдат и оказывал любую помощь их армии.
P.S. Вам было приятно? Делитесь этой записью с друзьями!
Или проголосуйте за блог: